Отец и сынПеред каждым незримо в различных ситуациях жизни, так или иначе, будет возникать вопрос: что человек приносит в жизнь – добро или зло, как он реализует себя?

Человек призван познать явления жизни через личный опыт, в том числе духовный.  И чем богаче этот опыт и сделанные из него правильные выводы, тем глубже становится внутренний мир и глобальнее понимание происходящего. Взгляд на жизнь с духовной  и научной точки – именно этот синтез дает широту восприятия человеком всех явлений.

Научный прогресс не отделил человека от духовности, а наоборот приблизил к пониманию явлений духа, приоткрыв мир микрочастиц, дав больше понятий о закономерностях макро- и микромира. Но, как мы знаем, сами продукты прогресса способны поставить человека в зависимость от пользования этими благами. Зачастую, лишаясь их, человек начинает чувствовать себя беспомощным. Поэтому навыки жизни без некоторых благ цивилизации забывать не стоит, а наоборот, имеет смысл передавать их подрастающему поколению, чтобы оно чувствовало себя более уверенно.

Для полноты восприятия жизни у человека должны присутствовать как глобальное, так и практическое видение и понимание мира - они дополняют друг друга и наделяют его видением многогранности жизни.

В поискахСила стереотипа, что кто-то придет и решит их проблемы, у человека очень велика. Наверняка, большинству людей, читающих эти строки, неоднократно приходила в голову такая мысль, и я не исключение. Но не стоит забывать, что "приходящий и решающий" может принести также и зависимость, которая способна породить ряд других проблем. Поэтому в поисках счастья, прежде всего, надо обратиться внутрь себя, не теряя времени в ожидании "чуда".

Бывает, что человеку становиться скучно наедине с собой. Если это рассмотреть на примере детей, то можно понять, отчего это происходит. Например, ребенка ограничили в электронных играх, то есть отключили внешние симуляторы, у него, ориентированного на конкретный вид развлечений, не получается переключиться на другую умственную деятельность, требующую большей фантазии и творчества, чтобы занять себя. Ему могут помочь в этом родители, направив его мысли в другое русло.

Взрослый же человек чаще сам себе хозяин, поэтому свой ум он может перенаправить только сам. Синдром скучающего взрослого - это незанятость ума, имеющего недостаток базы знаний для размышлений. Наполненный ум всегда найдет себе почву для продуктивной деятельности, и ему будет попросту некогда скучать. Свободное время будет восприниматься им как благо для очередной возможности реализовать себя.

Все люди нуждаются в любви и внимании – это естественная человеческая потребность. Среда любви и понимания питательна для счастья. Но существует феномен привыкания, когда "человек имеющий" принимает это как должное и перестает ценить, либо ценит, но где-то внутри, очень глубоко и поэтому ведет себя так, что другим от его поведения не становиться тепло, а зачастую и горько. Люди, ведущие себя таким образом, не понимают, что окружающие также нуждаются в понимании, ответных действиях и чувствах. Поступающий эгоистично истощает среду, дарующую ему счастье, потому как недооценивает ее.

Наблюдатель"Вы знаете, что у язычников правители и начальники господствуют над ними и великие ими полностью распоряжаются. Но у вас пусть будет не так!… Ведь Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней." Мф. 20:25-28.

Современный русский перевод. М.: Российское библейское общество, 2011.

Все мы влияем друг на друга, это естественный процесс. Влияние может быть позитивным и негативным, причем в ряде случаев ключевое значение приобретает не то, как ведет себя "влияющий", а какие выводы делает адресат из его слов и поведения.

Не секрет, что дурной пример может быть не только заразительным, но и повлечь отвращение к неправильным моделям поведения, когда человек ни за что не хочет повторить их в своей жизни. А наглядность некоторых последствий таких моделей может быть эффективнее тысячи слов. Например, когда с откровенно злым и невоспитанным человеком перестают общаться.

Воздействие на других людей может приносить "влияющему" чувство огромного удовлетворения и значимости, что неплохо в случае, если это касается воспитания, рабочей должности или иных ролей, которые выполняет человек.

В то же время получение такого удовлетворения может легко превратиться в самоцель, а влияние – приобрести извращенные формы. Зачастую от этого трудно удержаться: если ты преподаватель, то так хочется преподать остальным не только предмет, но и уроки по всем  направлениям жизни; если верующий – то, как минимум, стать миссионером для половины мира; если доктор – исцелить все ведомые болезни не только тела, но и сознания. "Говорю Вам это, как зубной врач", а далее следует тысяча не имеющих отношения к ротовой полости выводов героини известного советского фильма "Подкидыш".

Пожалуй, из всех объектов обладания человек, его душа и устремления являются самыми вожделенными. Подчинять себе, иметь власть – это делает почти что равным Богу, и не надо говорить о том, кому впервые пришла в голову эта идея.

МолодоженыЭта заметка не набор истин. И не исследование.Это просто мои наблюдения, убеждения и выводы, основанные на том, что я знаю и чем мне хочется поделиться.

С детского сада нас пытаются поженить друг на друге взрослые, а в звездных журналах привлекательнее новостей, чем свадьба, развод и измена, не найти.

Некоторые верующие до сих пор считают, что половая жизнь вне брака – самый главный грех. Создаются даже целые общества, поклоняющиеся половому воздержанию, словно главному достоинству личности.

Откуда все это берется в головах в современном мире?

Начнем с истории. Подавляющее большинство времени брак считался единственной социально приемлемой формой сексуальных отношений, по крайней мере для женщины. Если попытаться объяснить это с рациональных позиций, то мы найдем этому два вполне убедительных обоснования с точки зрения обеих сторон:

1. Защита женщины. В мире, где самореализация женщины, включая возможность зарабатывать деньги, была ограничена, жена весьма зависела от мужа. Брак обязывал мужчину заботиться о супруге, обеспечивать ее. Расторжение брака во многих обществах было крайне затруднено и порицалось.

2. Защита мужчины. И по сей день в законе сохранилась презумпция отцовства мужчины, состоящего с женщиной в браке. Ранее же не существовало тестов на отцовство и определить происхождение своих детей при свободных отношениях было бы довольно затруднительно.

Естественно, что экономическая самостоятельность женщины и развитие медицинских технологий изменили ситуацию. Поменялось и сознание личности, произошел отход от коллективного в пользу индивидуального.

Означает ли это, что все резко стали аморальными и распутными? Отнюдь нет. Во многом даже наоборот. Ранее брак воспринимался как необходимость  для укрепления социального положения и рождения детей, впоследствии же произошло его переосмысление как ценности самой по себе, того, что нужно двум личностям.

Ноги арт великана...или как я попала на собрание секты

Моя знакомая работала в постперестроечные времена в коммерческой структуре, ей позвонила на работу женщина и пригласила на презентацию книги батюшки, ни больше ни меньше  - в зал гостиницы «Россия». Но откуда возникло ее горячее желание посетить эту презентацию, я узнала несколько позже. Как потом выяснилось, эти две женщины встречались лично, и моя приятельница приобрела книгу.

Знакомая пригласила меня пойти с ней.  Уже не помню по каким соображениям, но я согласилась. В то время у меня не было поводов ей не доверять, поскольку о ней сложилось впечатление как о разумной женщине.

Нас встретили у входа в зал волонтеры и попытались зарегистрировать, взяв номера телефонов, что мне уже не понравилось. После некоторого ожидания встречи с самим автором в зал вошли несколько  импозантных мужчин в странных облачениях похожих на рясы. Позади участников встречи, выстроились в ряд молодые мужчины,  меня это насторожило. Позже, анализируя случившееся, я поняла, что они скорее всего пытались оказать энергетическое воздействие на собравшихся.

Через минут десять проходившего собрания я начала понимать, что попала совсем не туда, куда думала, поскольку полагала, что это презентация книги православного священника. Мне отчаянно захотелось покинуть аудиторию. Я начала молиться, потому что мое самочувствие стало ухудшаться.

Автор так и не приехал. А со сцены зазвучали лозунги о любви, истинности их церкви, что-то о Соловках как о второй Голгофе,  о том, что истинное причастие только у них. Тут я поняла, что совсем с ними беда, раз они так полагают.

БабочкиКумирство свойственно любой среде, в том числе и религиозной. Когда оно приобретает чрезмерные формы, это создает неприятное ощущение у окружающих и вредит людям еще не устоявшимся в вере.

Когда мой ребенок учился в начальных классах, я какое-то время была членом родительского комитета. Мы организовывали праздники и разные мероприятия, связанные с жизнью класса. Приходилось контактировать с родителями детей, и это была очень познавательная школа человеческой и коллективной психологии.

Одна родительница, являясь прихожанкой московского храма, была пламенной почитательницей священника, работающего там. Он вел занятия в воскресной школе, много времени посвящал проповеди христианства, в том числе на телевидении, и писал книги. Она была инициатором приглашения его на встречу с учениками нашего класса. Им очень понравилась это общение, они задавали ему много вопросов, и многие дети были от батюшки просто в восторге.

Я видела по телевидению выступления этого священника и прочитала его книгу, он у меня вызвал искреннее уважение. Но поведение его прихожанки, которая сама для себя решила быть его активной подвижницей и расширять его паству, навязывая свои взгляды и зазывая посетить его лично и познакомиться с ним, на мой взгляд, вредило имиджу самого батюшки и вызывало естественное отторжение от оказываемого давления. Несмотря на то, что я объяснила ей, что  хожу в другой храм, при каждом удобном случае она продолжала линию своего поведения, и создавалось впечатление, что других тем кроме этой для нее не существует.

В итоге, уступив ее настойчивости из соображений приличия, я посетила этот замечательный храм вместе с ней. Она много суетилась вокруг меня, и все время уговаривала подойти к батюшке.

Винтовая лестницаДневник основательницы религиозной группы 

(художественный вымысел, основанный на реальных событиях)

Мне 46.

Я никогда не знала излишеств, и, в общем, мне это не было нужно. Жизнь, по-моему, складывалась в меру удачно. В молодости я была довольно привлекательна, умна, семья меня в целом поддерживала.

О боге начала задумываться сама. Видимо, сказалось мое обучение в университете на врача. Это чувство, когда ты все процессы вроде изучила и тут вдруг поняла, что есть что-то еще, невидимое нам. Так, во всяком случае, я посчитала сама для себя. Ну, и еще в старших классах я увлекалась потусторонним миром, мы с подружками все хотели знать, как же там все устроено, заглянуть туда. Устраивали спиритические сеансы и гадание на картах, капали свечкой в воду, даже круг мелом чертили, совсем как в известном фильме.  Девические забавы я, конечно, оставила, а вот желание заглянуть и понять осталось.

В университете я встретила будущего мужа. Это была любовь с первого взгляда. Вместе устраивали свое гнездо, свой быт, свою комнатку в коммуналке. Как у всех тогда в Советском Союзе, свой маленький кусочек счастья.

Будучи студентом-медиком, покопаешься в буквальном смысле в чужих мозгах, разглядишь сердце, пропахнешь неприятным, но таким привычным запахом… Скорее бы уже живых людей. Ну, или… этим же не навредишь. Пока не хватало практики, было страшно, но потом как-то все сложилось.

Только мысли о том, что это тело не конец, не может быть, чтобы вот так все и оканчивалось, преследовали, как ночные мотыльки.