Отец и сынПеред каждым незримо в различных ситуациях жизни, так или иначе, будет возникать вопрос: что человек приносит в жизнь – добро или зло, как он реализует себя?

Человек призван познать явления жизни через личный опыт, в том числе духовный.  И чем богаче этот опыт и сделанные из него правильные выводы, тем глубже становится внутренний мир и глобальнее понимание происходящего. Взгляд на жизнь с духовной  и научной точки – именно этот синтез дает широту восприятия человеком всех явлений.

Научный прогресс не отделил человека от духовности, а наоборот приблизил к пониманию явлений духа, приоткрыв мир микрочастиц, дав больше понятий о закономерностях макро- и микромира. Но, как мы знаем, сами продукты прогресса способны поставить человека в зависимость от пользования этими благами. Зачастую, лишаясь их, человек начинает чувствовать себя беспомощным. Поэтому навыки жизни без некоторых благ цивилизации забывать не стоит, а наоборот, имеет смысл передавать их подрастающему поколению, чтобы оно чувствовало себя более уверенно.

Для полноты восприятия жизни у человека должны присутствовать как глобальное, так и практическое видение и понимание мира - они дополняют друг друга и наделяют его видением многогранности жизни.

Мы осваиваем материю и пользуемся тем, что уже создано Богом и создано совершенно, непризнание этого ведет к ошибкам. Например, отрицая, что человеку нужен аппендикс, его массово удаляли, чуть ли не при рождении, теперь известно, что он имеет ряд второстепенных функций, в том числе иммунную. Не признавая, что молозиво, первым появляющееся у родившей женщины, необходимо новорожденному и дает ему в концентрированном виде все необходимое, кормили в роддомах искусственной смесью до появления молока. Итогом такого подхода было падение иммунитета у детей и заболевание мастопатией у женщин. Примеров можно привести множество из разных областей жизни. 

Наша невластность над многими явлениями жизни ставит нас на место и обозначает не как абсолютно главенствующее существо над всеми силами природы, а как проводника Божественной воли, действующего в сотворчестве с Творцом.

Человек либо понимает свое место в мире и принимает жизнь такой, какая есть, с радостью и горем, либо впадает в страх перед  лицом жизненных катаклизмов как реальных, так и надуманных. Непринимающий  из-за своего горя и страха может выбрать для себя деструктивный путь саморазрушения или самонаказания, либо стремиться всеми силами доказать свою силу и власть, наивно полагая, что обеспечил себе контроль над будущим, зачастую навязывая целым нациям свои теории, не имеющие под собой истинной духовной основы.

Из страха перед лицом неопределенности и невозможности полного контроля над жизнью многое делается во зло, и в истории осталось множество личностей, назначивших себя вершителями судеб и погубивших множество жизней. А в жизни обычных людей полно явлений "дедовщины" или  же использования своего положения в семье и социуме для подавления личности. Все эти проявления свидетельствуют о потере нравственных ориентиров. Здесь мы не имеем в виду использование власти в русле своих обязанностей, для обеспечения того или иного процесса. Разумный, последовательный и волевой руководитель или родитель – это благо и необходимость, особенно если у него присутствуют нравственные и духовные ориентиры.

Мы понимаем, что нельзя в корне исправить данность человека, что есть по своей природе люди злые, мы сталкиваемся с ними, и если они ведут себя грубо, но в рамках закона, они обитают на свободе. Надо понимать, что вся жизнь основана на противовесах, яркий тому пример – эндокринная система человека, где одни гормоны уравновешивают другие. Но наше право – общаться с такими людьми или нет и терпеть их в своем коллективе или отгораживаться. Вероятно, есть области жизни в которых их индивидуальные особенности будут незаменимы.

Человек – существо социальное и его развитие во многом зависит от окружения. Общение, жизненные события подвигают его к размышлению и выводам. Цели должны быть внутренне согласованы не только с личными интересами, но и с общечеловеческими и духовными принципами. Тогда воля, проявленная человеком к продвижению к цели, приносит плоды, пусть и не всегда так скоро, как нам хотелось бы, главное быть последовательным и не опускать руки.

Со временем человек начинает сам создавать среду обитания. Человек, сформированный морально и духовно, может стать законодателем поведения и отношений в семье и в коллективе. Он способен быть мудрым воспитателем, но никогда не ментором, только тогда на него начинают ориентироваться другие люди. Именно в этом и появляется сущность человека, данная ему изначально, как венца творения: он на своем месте создает благоприятные условия для наиболее полного развития себя, своего потомства и других людей, и его предназначение – созидать.

Автор: Татьяна Н.

Похожие статьи:

"Духовность и культура общения"

"Реализация потребностей человека и его духовное здоровье"

"Моральные качества человека"

"Принятие мира и себя в нем"

"Власть над людьми"