МечтыМногие богословы указывают на то, что излишняя надежда на милосердие Божие является таким же грехом, как и отчаяние в своем спасении, мотивируя этом тем, что первое влечет отсутствие боязни, трепета перед Богом, и как следствие, совершение дурных поступков, а второе приводит к потере стимула к изменению своей жизни и раскаянию в своих грехах.

Излишняя надежда на Бога означает, что человек чрезмерно или дерзко уповает на Бога и при этом сам не предпринимает должных усилий как внутренних, так и внешних. Например: недостаточно молиться или просит Бога о помощи, пренебрегает необходимой заботой о здоровье, не прикладывает достаточных сил для достижения цели, не стремится к положительным изменениям.

Достаточно много историй связано с тем, что люди, посещающие святыни, особенно Иерусалим, начинают считать, что они исцелены и перестают заботиться о здоровье, принимать необходимые для них лекарства. Это может привести к обострению болезни. Конечно, Бог может исцелить мгновенно, но иногда требуется время и усилия самого человека, покаяние, молитва, лечение. Как правило, подобным образом поступают люди прежде далекие от веры и церкви и это для них как некая магия, мечтательное желание исцелиться, отсюда и дерзость: я же, мол, приложился к святыне, отстоял службу, поставил свечку.

Духовная жизнь - это глубокая, кропотливая работа по осознанию себя, греховности человеческой природы и стремление к изменению себя с упованием в этом на Божью помощь. Это всегда обоюдное сотворчество человека и Бога. Признавая свою греховность, человек понимает, что без благодати Божьей не может преодолеть несовершенство своей природы, пережившей грехопадение, но в то же время знает, что должен действовать, дабы исполнять промысел Божий и творить его волю.

Дерзкое упование на Бога встречалось мне и у некоторых целителей, которые считали, что не надо проходить химиотерапию тяжело больному человеку или принимать психотропные препараты, что якобы это мешает лечению. К сожалению, последствия таких утверждений приводили к тому, что приходилось уже после обострения и пережитых страданий снова возвращаться к положенному лечению. Нелишним будет отметить, что многие люди осуждают подобные действия целителей именно из-за того, что пациент может упустить время для адекватного лечения и порой это заканчивается фатально.

По моему опыту фоновое лечение антидепрессантами и другими препаратами – даже сильнодействующими - не мешает работе целителя. Также и с людьми, проходившими химиотерапию, только энергетическое воздействие для них отличается по задачам.

Лечение в ряде случаев помогает «экономии энергии» целителя: если проблема может быть успешно и без негативных последствий решена таблеткой, то стоит ли отказываться от последней? Человек, который получает адекватное лечение у врача, сможет получить дополнительную помощь от целителя в оздоровлении организма целиком, преодолении побочных эффектов. Целитель имеет возможность воздействовать и на тело, и на духовную, и на душевную составляющую, принимая во внимание, как и врачи, известный принцип «лечить человека, а не болезнь».

Отдельно подчеркнем важность адекватной диагностики. Совершенно немыслимо, чтобы целитель работал только исходя из своих собственных умозаключений, не посылая пациента подтвердить поставленный диагноз с помощью анализов и других исследований. При этом не надо бояться оказаться неправым в трактовке симптомов. Целитель не врач, не обладает столькими специальными познаниями, и решает с одной стороны более широкий круг задач, а с другой – не должен вторгаться туда, где он недостаточно компетентен. Кроме того, диагностика – весьма трудная и даже творческая деятельность даже для профессиональных врачей. Именно поэтому следует искать разными способами и постараться найти причину проблем пациента.

Христианская религия также не выступает против врачебного вмешательства. На современном этапе развития произошло четкое понимание того, что отдельные проблемы требуют медикаментозного лечения, что не исключает молитвы, упования и веры в Бога. Сейчас совершенно ясно, что страхи, неуверенность, гнев могут проистекать, в том числе в организме из-за неполадок гормонального характера, что как раз подразумевает прием успокоительных препаратов. Если же обратиться к книгам Нового Завета, мы увидим, что нашему Господу никогда не мешала исцелять предыдущая работа врачей, даже неудачная.

Однажды в церкви я стала свидетелем того, как один общий знакомый сказал психически больному человеку, что «принимать лекарства (антидепрессанты) – только бесов радовать», такое огульное заявление произвело сильное впечатление, и человек попал через некоторое время после этого в соответствующую больницу по причине отмены необходимых препаратов.

Данные выводы получают подтверждение на законодательном уровне в отдельных государствах. Так, в США (штат Калифорния) разрешена деятельность энергетических (духовных) целителей, которым, однако, строго запрещается отменять назначенное врачом лечение, самостоятельно прописывать рецепторные препараты, проводить опасные операции и т. п. В Украине также признана деятельность целителей, но с оговоркой о недопустимости самостоятельного, т.е. без участия врача, лечения онкологических и опасных инфекционных заболеваний.  

Итак, духовной жизни не мешает необходимое адекватное лечение. А его адекватность – уже дело врачей и разумения пациента, у него всегда есть выбор и он при сомнениях вправе поменять врача или проконсультироваться у другого специалиста. Это может быть необходимо, например, когда проявляются серьезные побочные эффекты или пациента «перекормили» медикаментами из-за чего ему стало только хуже. В принципе получить альтернативное мнение другого медика в сложной ситуации никогда не лишне, и целить тоже должен это понимать. 

Каждый проделывает свою часть работы: врач добросовестно свою, целитель свою, а человек, как личность трудится над собой. Это необходимо донести и до пациента, чтобы он не питал иллюзий и не впадал в то самое дерзкое упование. А в труде и устремлении к лучшему мы не будем оставлены без помощи Божией.

Авторы: Татьяна Н., Лилия В. 

Похожие статьи:

"Церковь и целительство"

"Дар различения духов и самореализация"

"Этика духовного целителя"