Взрослый и ребенокНа прием пришла уже давно мне знакомая семья в полном составе: мама, папа, дочь и в то время досыпавший в коляске сын.

Изначально с дочкой работать по психокоррекции не планировалось, поэтому все произошло спонтанно. Хотя я хорошо знала девочку, ее темперамент и обаяние, а также понимала ее психологию с точки зрения ее гороскопа рождения (натальной карты), но к такому бурному развитию событий с ее стороны не была готова.

Она сразу всю ситуацию взяла в свои руки, мгновенно организовала свою игру, включая в нее всех взрослых.  Родители также не ожидали такого хода событий и посчитали, что лучше подчиниться ее указаниям. Ребенок пожелал, чтобы мы проделывали разные манипуляции в поисках то страшного, то нестрашного паучка. Меня также втянули в игру, я уступила, выигрывая время подумать.

В какой-то момент начали возникать возражения со стороны взрослых, на что девочка отвечала элегантным рычанием, сдвинув брови и уперев руку в бок, фыркала «нет» и продолжала гнуть свою линию. Знакомая картина для родителей темпераментных детей или просто рассерженных чад. Да, не только мальчики, но и девочки умеют такое.

Надо было что-то предпринимать, ведь она заводилась все больше, говорила, не переставая, с надрывом связок, что могло привести ее к хрипоте. Но ей не до связок - хочется держать аудиторию.

Сначала следовало как-то угомонить ее. Я вступила в диалог, подводя к тому, что прежде чем играть, надо договориться: узнать хочу ли я играть, установить правила. Встречая от нее некое сопротивление, я начала расспросы по поводу игры, исходя из интересующей ее темы: куда надо идти, что за паучок, почему я его должна или не должна бояться и т.д., в тоже время давая ей понять, что у меня свои интересы и своя логика. Пару раз я «отзеркалила» ее, в шутку подбоченившись, издав рычание и сдвинув брови, и оба раза поймала ее улыбку, что говорило о том, что она все понимает.

Мама была несколько растеряна, потому что в такой яркой форме дочка еще себя не проявляла. Папа прибывал в очаровании от своего чада, и она им руководила, как могла, и мне пришлось ему сказать, что ему уже надо как-то рулить ситуацией. Так что когда мы сменили игру в паучка на игру в учителя, после некоторого сопротивления папа смог сам побыть учителем.

На самом деле перевозбуждение ребенка было связано с невозможностью управлять таким количеством взрослых, что было и не положено ей по возрасту, для нее это оказалось непосильной эмоциональной нагрузкой. Когда взрослые мягко и настойчиво восстановили иерархию, ребенку стало легче.

Нам совместными усилиями удалось взять ситуацию под контроль. Дав ей поле для интеллектуальных размышлений на тему взаимоотношений на ее уровне, мы тем самым переключили ее внимание. Девочка реагировала, постепенно изменяя свое поведения, ее напряжение снижалось. Взрослые, подтвердив свою иерархию и в данной ситуации, сняли с нее груз моральной ответственности.

Иерархия отношений дает ребенку защиту, помогает ему опираться на опыт и умение родителей, обучает его. Поэтому не всегда надо быть подружкой для ребенка, мама и папа остаются родителями – главными в семье.

Это не значит, что прямые утверждения: «слушайся меня – я твоя мать» принесут должные плоды. Главное – это ваша гибкость и опыт, контакт, объяснения, понимание – именно это формируют иерархию отношений.

Дети нас тоже учат, и прежде всего, думать, а это здорово. Но по факту рождения и жизненного опыта все же остается разница.

Каждый родитель может передать ребенку множество сведений о жизни, научить чему-то хорошему, помочь различать хорошее и плохое, дать разнообразные навыки в жизни, проявить пример адаптации в различных житейских ситуациях и многое другое. Целый жизненный сериал получится. Когда снимают фильм, люди напрягаются – так же и в жизни. 

Добавим, что в данном случае девочка отлично исполняет роль босса, это есть у нее от природы, а родителям надо учить ее гибкости в общении, что впрочем, они и делают.

Удачи им в воспитании очаровательного "босса".

Автор: Татьяна Н. 

Похожие статьи:

"Ох, уж эти детки"

"Выбор родителя и судьба ребенка"

"Обучение ребенка. Восприятие информации, творчество"

"Энергетическая работа с партнерами, матерью и ребенком. Примеры"