РебенокКак и во все времена, в настоящее время мир полон пугающих явлений, во всех проявлениях жизни как видимой, так и невидимой, затрагивающих глубины психики. Понятно желание человека быть защищенным от всевозможных жизненных катаклизмов. Повезло тому, кто в жизни редко сталкивался с травмирующими ситуациями, имеет механизмы психологической защиты и достаточно крепкую психику. И все-таки периодически даже они с трудом противостоят жестким событиям.

Сталкиваясь с трудностями, люди испытывают различные чувства, эмоции, которые порождают реакции организма и определенную симптоматику, которые могут быть нормальной адаптацией к внешней среде, а могут закрепиться и породить психосоматическое заболевание.  

Происходит это так: событие - тревожная мысль – эмоция – телесная (соматическая) реакция и повторение  по кругу, одно порождает другое. Возможно, похожее событие никогда больше не произойдет, но даже мысль о подобном может породить эмоцию и симптом. Причем эмоция так мимолетна, что не всегда отслеживается сознанием, а симптом уже проявился. Например: спазм, тошнота, головокружение. 

В данном случае задача духовного целителя заключается в том, чтобы определить, нормальная это реакция или же психосоматическое расстройство.  Далее, необходимо понять, с чего же все началось и почему продолжается, затем донести это до пациента в приемлемой (адаптированной) для него форме, чтобы произошло осознание истиной проблемы, и он смог с ней справиться.

Мы уже поднимали вопрос об эмпатии в статье "Методы энергетической работы целителя: безопасность". Это качество, присущее в той или иной степени всем, связано с темой и данной статьи.

Перенос на себя различных состояний других людей, как физических, так и психологических, а также явлений и событий, происходящих с ними, присуще многим и порождает тревожность. Надо отметить, что это касается не только негативной информации, а также позитивной, т.к. в силу каких-то причин человек пока не имеет чего-то, что имеют другие, например, высокой зарплаты, должности, и т.д. Получается эмпатия-перевертыш - приходит мысль: "а у меня ведь такого нет, а будет ли вообще?"

При сильной склонности к эмпатии можно применить метод, описанный в вышеназванной статье. Кроме того, иногда надо твердо и авторитетно донести до пациента, что то, или иное событие лично к его здоровью или жизни не относится.

Тревога – это эмоция, порожденная страхом за будущее. Люди тревожатся о многом. В процентном отношении реализация их тревог очень мала, но затрачивается масса сил и энергии для удержания себя в нормальном психологическом состоянии. Эту мысль также можно проводить в процессе психокоррекции, для того чтобы запустить процесс изменения сознания человека и его отношения к проблеме.

Чтобы еще глубже разобраться, откуда изначально возникает чувство тревоги, преследующее по жизни, вернемся вновь в детство, где заложены в основном все корни психологических проблем. Это поможет нам найти ключи, открывающие дверь в подсознание, что в конечном итоге будет способствовать продвижению к изменению отношения к событиям.

Не стоит забывать, что человек должен быть готов освободиться от травмирующих эмоций. А также, что зачастую процесс осознания своих проблем не безболезненный, поэтому корректность целителя и его опыт очень важны, и сам он должен быть морально готов, к разному роду выплескам эмоций: гневу, бунту, несогласию, слезам, впадению в ступор, и др. Главное, чтобы работа целителя носила поступательно-созидательный характер.

В детском возрасте ребенок не имеет необходимого жизненного опыта для реальной оценки взаимоотношений в семье и к нему лично. У него только происходит процесс накопления знаний и навыков, формируется речь, осознание себя в мире. Многие стереотипы и реакции вносятся во внутренний мир ребенка личным примером и воспитанием взрослых. Всегда ли они верны и адекватны?

Чувство защищенности, уверенности в себе, которое может противостоять тревоге, закладывается в семье. Достоинство, свойственное человеку изначально, требует подтверждения от окружающих его близких, в особенности от матери. Если этого не произошло из-за недостатка любви, понимания и уважения к индивидуальности ребенка, то может возникнуть чувство тревоги, которое переносится во взрослую жизнь со всеми последствиями психосоматических расстройств.

Отец во многом является прототипом восприятия в будущем Высшей силы – Бога. Это очень важный фактор в жизни человека. Одна из главных его задач – своими поступками дать ребенку почувствовать, что он в безопасности, заложить в него доверие к людям и к миру, а в будущем доверие формирует веру, на которую человек способен опереться в любой жизненной ситуации. Ребенок должен знать, что отец или мать защитят его, что на них можно положиться. Тогда и опора на Божественный промысел в осознанном возрасте будет его естественной защитой. Об этом уже говорилось в статье "О любви".

Если личность ребенка отвергается в семье, проявляется неуважение к потребностям и чувствам ребенка, это рождает у него неосознанное чувство вины: ведь извне идут сигналы, что ты не такой, как надо взрослым. Чувство вины порождает чувство униженности. Он не ценит себя как личность. Из-за этого возникают проблемы общения: неспособность на равных контактировать с людьми, отстоять свои интересы, продвинуть свои идеи, что не способствует позитивному характеру отношений.

Зачастую воспитание заменяется требованиями, без объяснения их смысла. Родители не считают важным информировать ребенка и о своих собственных чувствах, заменяют нормальные отношения общения и взаимодействие упреками и криком. Бунт ребенка в разных проявлениях от отказа от еды до полного сопротивления воли родителей - это сигнал для них, что что-то идет не так.

Как часто анализируются эти сигналы?

Во взрослую жизнь большинство людей выходят с массой нерешенных психологических проблем. Иногда человек даже не в курсе, а что такое уважительные и доброжелательные отношения, он просто не знает, что это.

Защищенность, уверенность, доверие замещаются страхом перед неизвестностью, который парализует эмоциональную сферу человека, он начинает опасаться своих проявлений в мире. Тревога становиться тормозом для раскрытия, заложенного в нем потенциала.

Познавая изначальную причину тревожности, целитель, скорее всего, столкнется с психологическими травмами и защитными формами поведения. Все это требует осмысления и постепенного преодоления в позитивном русле, а также закрепления через поступки, определенные действия. Например, отказ пациента от ложных родительских установок может произойти уже на сеансе, также необходима закладка новой положительной программы.

Осознание проблемы подводит человека к исправлению, очищению от негативных накоплений: ведь полученные в детстве травмы зачастую не анализировались, а теперь, имея жизненный опыт, он может успешно справиться с этим. Работая энергетически, целитель направляет энергию в информационное поле болезни/психологической травмы/заложенной негативной информации, "стирает" ее из памяти клеток по готовности пациента.

Негативная информация, на которую направлено воздействие, может содержаться в определенных отделах мозга, проекций органов в нем, Также в конкретных органах, которые были затронуты травмой. Одновременно идет работа с нервной системой, которая, как правило, истощена и требует упорядочивания и энергетической подпитки для восстановления.

Если человек настроен на работу над собой, он постепенно преодолевает психологические препятствия, действует несмотря ни на что. В итоге приобретается бесценный опыт, который будет являться базой для преодоления личных и социальных проблем – в итоге сводятся к минимуму чрезмерные психоэмоциональные затраты. Таким образом, ему предоставляется возможность утвердить свою личность в мире, свое человеческое достоинство, удовлетворить свои  интересы и потребности. Поэтому во многом именно на преодоление направлена психокоррекция и энергетическая работа целителя.

Целесообразно продумывать, проигрывать вместе с пациентом возможные ситуации и фрагменты действий в разных вариантах, заготавливать словесные конструкции, которые могут понадобиться, но в итоге исход проблемной ситуации отдается на Высшую волю. "Надо сделать только один шаг – войти в ситуацию, а остальное с Божией помощью пойдет как надо", - эти слова можно озвучить на сеансе. "Как надо…" - это многократно подтверждено опытом. Иногда остается только удивляться, как неожиданно разрешаются те или иные проблемы, конечно, не всегда легко и просто, но это того стоит.

Еще один важный фактор в работе с тревожностью - учиться жить в настоящем моменте времени. Существуют также другие эмоции и чувства, которые выталкивают из временного потока, одно из них печаль - сожаление о прошлом. Настрой на жизнь в настоящем, принятие ее такой, какая она есть, радость миру – необходимая и постоянная практика при психокоррекции.

Иногда имеют место ситуации ухода от жизненных проблем, бегства, которые проявляются в разных формах. Иногда это необходимая защита, а когда-то – уже изживший себя способ выживания, тормозящий развитие. Эти важные темы будут рассмотрены в следующих статьях.

Память о нанесенных травмах детства поражает своей стойкостью, но возможно разное отношение к ним. Изменить отношение - это большое, зачастую непаханое поле работы для целителя. Каждый выбирает свои методы работы, главное чтобы при этом уважалась личность и учитывались ее интересы. Выбор – менять что-то или не менять – всегда остается за пациентом, а для духовного целителя, первое место в его работе должна занимать мысль о том, что он только орудие в руках Бога.

Подчеркнем, что целесообразно в сложных случаях прибегнуть к фоновому медикаментозному  лечению нервной системы, а в более легких - к применению гомеопатических препаратов и натуральных средств. Необходимо донести до пациента, что времена изменились, и слова "психотерапевт" или "психиатр" не несут уже такого значения как во времена борьбы с диссидентами. Если вы видите, что человек нуждается в медикаментозном лечении, надо сказать ему в корректной форме о необходимости обращения к опытному специалисту для правильного подбора препаратов.

Автор: Татьяна Н. 

Похожие статьи:

"Психосоматика. Эмоция – печаль"

"Спектр чувств и психосоматика"

"Страхи и заблуждения"

"Сила и немощь"

"Примеры решения психологических проблем"

"Выбор родителя и судьба ребенка"

"Эмоционально жестокие родители"