Мать и ребенокОлимп воздвигнув, иногда сойдя, 

Взгляни, что там творится под ногами. 

И не затоптана ль трава людьми-богами.

 

Сколько историй, рассказанных взрослыми людьми о своем детстве, пришлось выслушать. А сколько еще предстоит…

"Мама оставила меня воспитывать бабушке и дедушке, ей  и папе надо было заканчивать институт. Я их видела раз в месяц или того реже. Когда они через несколько лет приехали за мной, чтобы увезти меня жить с ними в другой город, мне было страшно, у меня была истерика. Я очень боялась огромных папиных рук. Мама мало интересовалась мною, она была увлечена своей работой. Я чувствовала себя ненужной".

"Родителям я была безразлична. Мать любила брата. Мне же говорила всякие гадости о моей внешности. Для него они впоследствии купили квартиру и делали все для его благополучия. В детстве меня воспитывали бабушка и дедушка, мне в этом очень повезло, они любили меня. Когда я жила с родителями, я случайно за прикрытой дверью услышала разговор о том, что меня   надо отдать в детский дом. После этого у меня был логоневроз, который прошел благодаря усилиям моей бабушки. Хотя сейчас я понимаю, что, возможно, это был их воспитательный маневр, но тогда все воспринималось всерьез. Когда я сталкиваюсь  с хамством в общении у меня может возникнуть ступор".

"Моя мама считает себя 'графиней', ее соседи на полном серьезе думают также.  Все свое детство я видела ее в основном лежащей на диване и читающей "Мадам Бовари", при этом она попивала шампанское и закусывала конфетами, это добро в доме не переводилось никогда.  Готовить приходилось отцу. Иногда когда он приходил с работы, а он был шахтером, ему надо было приготовить поесть что-то из того что было в доме, хотя бы картошку, чтобы накормить еще и нас. Когда мы вместе с братом и отцом садились есть, мать, когда проходила мимо, восклицала: "Плебеи!" "Анька! -  говорил мне отец. - Ты, мать-то не трожь! Вот выйдешь замуж, тогда живи как хочешь!" Иногда он выпивал и тогда цедил сквозь зубы: "Графиня из деревни 'П…дюково'!" Мой отец был сильным и жизнерадостным человеком, я любила его. Мать я свою простила, а брат нет. Я не захотела иметь второго ребенка, потому что меня мать заставляла сидеть с младшим братом, когда все дети гуляли, а сама она в это время грызла семечки и болтала с подругой. "Как вы мне надоели!" – часто говорила она".

Последнюю пациентку я уговаривала написать мемуары о своей жизни, надеюсь, когда-нибудь она это сделает. Ее сильный и жизнерадостный характер очень помог ей перенести многие трудности.

Все эти небольшие истории имеют свои большие продолжения в виде неврозов, комплексов и прочих проблем, связанных с навязанными родителями установками. В настоящее время существует большое количество психологической литературы, которую неплохо было бы освоить многим людям, это могло бы им помочь изменить свои отношения с детьми и со взрослыми людьми.

Чтобы личность ребенка раскрылась как можно полнее недостаточно просто поить, кормить, одевать и спрашивать, сделал ли он уроки. Важно понимать и принимать его со всеми его чувствами и проблемами. Именно в детстве происходит закладка его взаимоотношений с миром, социумом, все это идет через родителей. В нашей практике мы наблюдаем наибольшее число психологических проблем у людей, которых в детстве родители обделили своим вниманием и любовью. Это равносильно для ребенка тому, что его отвергли как личность. Возникают психологические травмы: "преданный", "отверженный", "ненужный", "виноватый" и т.д.

Если хотя бы один родитель был пьющий, то наблюдается высокий уровень тревожности, сохраняющийся даже уже у взрослого человека. С точки зрения энергетики, психологические травмы создают барьеры для творческого развития, перекрываются связи в мозге человека, происходит зацикливание, подмена: человек прибегает к  защитным формам поведения, а это уже не он настоящий, а его защита. Творчество как постоянный процесс в общении, учебе и других сферах жизни тормозится.

Ярлыки, которые навешивают родители своим детям, просто поражают: тупой, разява, дурак, зануда, неудачник и т.д. Говорить тошно. Вспоминать страшно.

А как мы воспитывали своих детей? Попросили мы у них прошения за свои промахи и ошибки?

Прощение… Как много оно может изменить в жизни родителей и детей. Как важно понять себя и их, объяснить, принять… Творчески настроенный человек успешнее преодолевает трудности и имеет больше возможностей для личной реализации.

Приведем  для  подтверждения несколько высказываний  из книги выдающегося российского нейрофизиолога, академика Н.П. Бехтеревой "Магия мозга и лабиринты жизни" (М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007).

"Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавлены или перевозбуждены домашними, национальными, государственными и глобальными проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы"  (с.183).

"Патологическая реакция мозга человека на продолжительный стресс может развиваться в двух направлениях. Мозг может перейти в перевозбужденное состояние, крайним случаем которого будет нервный срыв. Он может меняться и в противоположном направлении – к психическому отупению вследствие чрезмерной активности собственных защитных механизмов. Каждое из этих двух патологических состояний с физиологической точки зрения является результатом выхода постоянного потенциала за пределы оптимального диапазона. Если он сдвинется в одну сторону, создадутся предпосылки для перевозбуждения, сдвиг постоянного потенциала в другую сторону способствует эмоциональной тупости"  (с.187).

"Эмоции поглощают человека, завладевая все большим и большим числом зон его мозга. В первую очередь при этом теряется способность мозга мыслить, особенно творчески" (с.186).

"Все идет хорошо, пока защитная реакция не становиться избыточной. Тогда постоянный потенциал опускается ниже оптимального во многих зонах мозга. Становиться труднее и труднее испытать радость и печаль. Блекнут краски окружающего мира. Творческие способности человеческого мозга в этой второй экстремальной ситуации также уменьшаются" (с.188).

Задача целителя  в таких случаях заключается в нормализации деятельности мозга, выявлении и коррекции психологических травм, перекрытии энергетических подключек, связанных с ситуациями и конкретными людьми.

Необходимо добавить, что многие родители выступают в роли энергетических вампиров, пользуясь зависимостью и стягивая чистую энергию у своих же детей. А это обесточивает ребенка, а в будущем он сам может потребителем чужой энергии. По длительным наблюдениям можно сказать, что эта духовная болезнь передается "по наследству".

Ребенок не мишень, чтобы сливать на него свою внутреннюю боль, лучше выскажите свои эмоции в приемлемой форме, чтобы он понял вас. Можно идти по шаблону, как это делают многие, снимая свое напряжение за счет здоровья ребенка, или войти в творческий контакт, уважая его интересы и уча его понимать интересы других. Систематическое отвержение интересов ребенка равносильно отвержению его личности. Это может быть чревато впоследствии криминогенным поведением вначале в семье, а затем в обществе.

Он слаб и уязвим, и легкая мишень

Для слива боли и обид, что накопила жизнь.

Шаблон людьми заезжен.

Свалили кучу, и дымит в душе, отравленной парами.

Такое выдаст на-гора, что удивитесь сами. 

 

Или поникнут крылья,

Что несут людей над облаками.

А может и, окрепнув покуражиться над вами.

Простите нас, что в детстве

Недополучили в достатке ласки и терпения.

Молю, Своею силою, Господь,

Исправь ошибок наших терния.

 

Автор: Татьяна Н.


Рекомендованная литература:

  1. Гэри Чепмен, Росс Кэмпбелл. Пять путей к сердцу ребенка. СПб. Библия для всех.2010.
  2. Гэри Чепмен. Пять языков любви. СПб. Библия для всех.2001.
  3. Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. М. Эксмо.2011.
  4. Мэри Ш. Курчинка. Ребенок «с характером». СПб. Питер Пресс, 1996. Генри Клауд, Джон Таунсенд. Фактор матери. М. Триада, 2003.
  5. Антонян Ю.М. Криминогенная роль психологического отчуждения личности // Советское государство и право. 1988. № 8. С.52-59.
  6. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М. АСТ. СПб. Сова.2007. 
  7.  

 

 

 

 

Похожие статьи:

"Психосоматика. Эмоция - тревога"

"Примеры решения психологических проблем" 

"Энергетическая работа с партнерами, матерью и ребенком. Примеры"

"Обучение ребенка. Восприятие информации, творчество"

"Эмоционально жестокие родители"