Эта заметка не набор истин. И не исследование. Это просто мои наблюдения, убеждения и выводы, основанные на том, что я знаю и чем мне хочется поделиться.
С детского сада нас пытаются поженить друг на друге взрослые, а в звездных журналах привлекательнее новостей, чем свадьба, развод и измена, не найти.
Некоторые верующие до сих пор считают, что половая жизнь вне брака – самый главный грех. Создаются даже целые общества, поклоняющиеся половому воздержанию, словно главному достоинству личности.
Откуда все это берется в головах в современном мире?
Начнем с истории. Подавляющее большинство времени брак считался единственной социально приемлемой формой сексуальных отношений, по крайней мере для женщины. Если попытаться объяснить это с рациональных позиций, то мы найдем этому два вполне убедительных обоснования с точки зрения обеих сторон:
- Защита женщины. В мире, где самореализация женщины, включая возможность зарабатывать деньги, была ограничена, жена весьма зависела от мужа. Брак обязывал мужчину заботиться о супруге, обеспечивать ее. Расторжение брака во многих обществах было крайне затруднено и порицалось.
- Защита мужчины. И по сей день в законе сохранилась презумпция отцовства мужчины, состоящего с женщиной в браке. Ранее же не существовало тестов на отцовство и определить происхождение своих детей при свободных отношениях было бы довольно затруднительно.
Естественно, что экономическая самостоятельность женщины и развитие медицинских технологий изменили ситуацию. Поменялось и сознание личности, произошел отход от коллективного в пользу индивидуального.
Означает ли это, что все резко стали аморальными и распутными? Отнюдь нет. Во многом даже наоборот. Ранее брак воспринимался как необходимость для укрепления социального положения и рождения детей, впоследствии же произошло его переосмысление как ценности самой по себе, того, что нужно двум личностям.
Это, кстати, объясняет и повышение среднего возраста вступления в брак и даже увеличение количества разводов. Люди прекращают брачные отношения не потому что они такие плохие или произошел основательный подрыв духовных основ, а потому что могут это сделать, если брак не удался, а раньше не могли – позор на семью, огласка, ограниченность причин для развода.
И хотя в принципе развод нельзя признать позитивным явлением: страдают сами супруги, дети, надо было более серьезно относиться к этому вопросу, нельзя не видеть и другую сторону медали. Семьи распадались и раньше, связанные друг с другом люди месяцами не разговаривали и даже не жили вместе, измены не были редким явлением. Люди были вынуждены сохранять такой брак, по сути, пустой, лицемерный и даже не существующий, в общем, когда «все смешалось в доме Облонских».
Является ли развод грехом? Об этом прямо говорит Евангелие (Мф. 5:32). Которое также дает первые и главнейшие заповеди – возлюби Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя. Многие ли справились с их неукоснительным выполнением?..
Не будем забывать также о причинах для расторжения церковного брака, которые включают в себя не только прелюбодеяние, но и, например, жестокое обращение с супругом или детьми. Об этом указано, в частности, в Основах социальной концепции Русской православной церкви со ссылками на более ранние документы.
Являются ли сексуальные отношения до брака грехом? Давайте сначала ответим себе на вопрос, а не является ли таковым вступление в брак ради сексуальных отношений, принуждение возлюбленного к поспешному браку или заключение брака поспешно и необдуманно? Так ли ужасно сожительство двух любящих людей, которые друг другу не изменяют?
Безусловно, нельзя признать допустимой измену супругу или партнеру, осуждаются с духовной точки зрения и беспорядочные связи. Впрочем, статус главного греха современности отдавать последним тоже не стоит, есть масса грехов и пострашнее. То, что любодеяние представляет особенный интерес для общественности, сути дела не меняет.
Данные отношения потому и названы интимными, что представляют собой сферу глубоко личную. И попытки грубым образом разузнать о подробностях, вмешаться в выбор личности, концентрация всего внимания, своего и окружающих, на этом аспекте жизни, в том числе и со стороны духовных лиц, – куда больший грех, зачастую свидетельствующий о нездоровом интересе к проблеме.
Равным образом неверно зацикливаться на девственности как необходимом условии вступления в брак. Давайте уж лучше подбирать себе вовсе безгрешных партнеров, не допустивших в сердцах своих тени злобы и осуждения, после того, как сами мы станем таковыми. К сожалению, количество браков в таком случае сильно сократиться.
Мы женимся и выходим замуж не за девственность, а за человека, которого любим. В этом и есть глубинная суть любой религии. Подмена же этой сути уродлива и страшна.
Главная заповедь – возлюби. Равным образом она проявляется и в браке. Все это заложено в священных текстах и продолжает осмысливаться на индивидуальном уровне. Кто-то из людей изначально придерживается традиционных ценностей, для них таковые – часть их личности, не требующая дополнительных обоснований. Для других первично индивидуальное сознание, и многие приходят к тем же взглядам путем размышлений и построения собственных философских идей. В итоге, чрезвычайно большое количество людей, как и всегда, хочет любить и быть любимыми и счастливыми.
Стоит признать наконец, что брак, семья, любовь и верность – это объективные ценности для большой части общества. Они не появляются оттого, что их насильно насаждают. И не исчезают от этого. Для кого-то они знакомы с детства, для других приобретены в результате жизни и саморазвития. Кому-то они будут чужды, кто-то выберет иной путь, и это тоже вряд ли можно осуждать.