Во многих духовных практиках и школах, занимающихся, в том числе целительством часто делается упор на поиски причинно-следственных связей. Они обещают таким образом избавление от болезней и жизненных невзгод. У многих данный подход крепко закрепляется в голове.
Наблюдения показывают, что в какой-то мере он может быть полезен, но далеко не всегда это ведет к переменам, поэтому он не должен становиться самоцелью ни для терапевта, ни для пациента.
Долгие годы люди могут заниматься поиском причин в своем прошлом, уделять этому большое количество времени и сил, докучать себе этим и все же не могут выйти за рамки своих стереотипов и найти в себе силы начать действовать и жить по-другому. В силу своего эмоционального устройства они еще не осознают, что они на это способны.
Поиск причинно-следственных связей настолько распространен и популярен, в том числе в психотерапии, что не оставит никого без дела. И все же задача, как психотерапевта, так целителя, прежде всего, найти способы, чтобы помочь избавиться от симптома психологической травмы, с которым к нему пришел человек, на этой основной цели строится стратегия коррекции.
Пример:
Пациентка, страдающая определенным расстройством, была твердо убеждена, что при нахождении причины должна пройти боль, поэтому постоянно настаивала на ее поисках во время приема. Несмотря на выявление причины, периодически шли возвраты симптома. Когда уже стало очевидно, что зацикливание на причине само по себе является психологической проблемой, возникли вопросы к ней: «Вы хотите знать причину, но не избавиться от симптома? Или Вы хотите избавиться от симптома, но не знать его причину?» Она долго думала, и вопросы пришлось повторять не один раз.
Как вы думаете, что она ответила? Подсказка: женщина достаточно разумна.
А что бы ответили вы, выбрали первый или второй вариант? Изменилось ли ваше мнение в данной ситуации?
Подчеркнем, это верно для тех случаев, когда симптом — физиологическое проявление психологической проблемы, а не заболевание, которое надо лечить медикаментозно.
Целителю либо психотерапевту по возможности нужно понять причину, вызвавшую симптом, но чтобы провести терапевтическое воздействие, необязательно объяснять ее пациенту, особенно с фобическими наклонностями, более эффективной может стать сама терапия, а не бесконечное углубление в этот вопрос. Надо понимать, что пациент иногда навязывает доктору свою игру, как в описанном выше примере, последний должен уметь распознать ее и корректно, умело избежать, по возможности произведя терапевтический эффект.
Пример работы с маленьким ребенком: мы не будем объяснять малышу, откуда у него страхи, и что причина в невнимательности родителей, которые не понимают, что компьютерные игры с персонажами — монстрами влияют на его психику. Наша задача будет состоять в объяснении на его детском уровне, что монстры — это вымышленные герои. Таким образом, его сознание будет защищено объективной информацией. Подробно этот пример описан в статье: «Нет, они настоящие!»
Надо решать задачи не только высокого порядка, но и насущные проблемы пациента, что впоследствии дает ему силы и время для его нравственного и духовного роста.