Существует очень много рассуждений о том, что мы любим в человеке: его самого или его отношение к нам.
Вне всякого сомнения, хорошее отношение является важнейшей составляющей любви, ее выражением вовне, а также главным проявлением духовности в нашей жизни.
И мы все ожидаем взаимности от нашего партнера.
В то же время невозможно представить себе взаимодействие, основанное на абсолютной взаимности. Вернее, возможно, но выглядеть оно будет весьма ущербным и странным. Так, каждый из нас бывал не в духе и хотя бы раз (в день, в неделю, в месяц, в год, в жизни – нужное подчеркнуть) доводил своих близких до белого каления. Нужно ли ждать, что близкие в ответ обязательно должны наорать на нас и не оказать нам поддержки?..
Справедливость и эквивалентность – важнейшие принципы, но если следовать только им, мы уже не будем людьми, мы будем машинами. В жизни есть масса иных проявлений – милосердие, понимание, терпение. И если не проявлять эти качества, мы никогда не переломим негативные стереотипы поведения, которые возникают порой у самых прекрасных людей из-за неправильного воспитания в семье, пережитых психологических травм или по другим причинам, не сможем улучшить наши отношения. Другое дело, что степень проявленного сострадания и понимания должна зависеть от ситуации и от того, с кем мы общаемся, и тут уже вопрос о мудрости человека и о том, чего он хочет добиться.
Также вряд ли кто-то будет спорить с тем, что великодушие проще проявлять к тому, о чьей доброте и хороших качествах нам прекрасно известно, кто не раз делал нас счастливыми и помогал нам. Это как бы долгосрочная взаимность, при которой мы надеемся, что и к нашим слабостям будут снисходительны.
Но где же тогда любовь как таковая?
Исходя из духовного опыта, можно вполне уверенно утверждать, что любовь – по своей сути явление самодостаточное. В ней можно раствориться, улететь, подняться над чертами характера объекта любви, над обстоятельствами жизни, да и над всем миром. Это то, что приближает нас к Богу мудрому, всевидящему, всесовершенному.
Однако подобное качество любви совершенно не исключает того, что можно любить другого человека как личность, восхищаясь и уважая его достойное поведение, честность, порядочность, смелость, верность, которые проявляются в отношении к нам и к другим. Это объяснимо и правильно. Общество и отдельные люди стремятся к этому испокон веков.
Полюбить достойного человека – это великое счастье, привязаться к недостойному может оказаться большой мукой. Таким образом, у любви в этом отношении как бы две стороны. И они существуют одновременно и позволяют любить «своего» человека как такового и то, как он действует в этом мире.