«Кричать или не кричать?», «Молчать или не молчать?» — если человек задает себе эти вопросы, существует вероятность, что он встал на путь преодоления своих духовных и психологических проблем и задумался над вопросами межличностного общения.
Духовность проявляется, в основном, в умении общаться с людьми. Способность быть тактичным, непосредственным в общении, иметь волю, характер, способность отстаивать личные и общие интересы, проявлять милосердие, стремиться к справедливости, противостоять глупости и злу, а также многое другое, проявляется в поступках человека и характеризует его как личность.
Нежелание и неумение решать свои внутренние проблемы и задачи межличностного общения может привести к накоплению недовольства, ожесточенности по отношению к людям и ко всему миру.
Это рождает очень опасное состояние угнетенности, которое вредит как самой личности, так и окружающим, и приводит к психосоматическим заболеваниям обе стороны конфликта.
Сколько в жизни нам встречается людей, которые попусту тратят себя, прибегая к крику, скандалу и другим видам сброса энергии. Мы несовершенны, и в той или иной степени такое поведение свойственно многим. Одна из причин, почему это происходит — неправильное целеполагание, духовная и психологическая незрелость.
В результате таких выбросов энергии создается видимость решения проблемы. Деструктивное поведение рождает неосознанное чувство вины и страх, которые побуждают к повторному самоутверждению за счет других. Самовосхваление, унижение окружающих и гневливость переходят в привычку и становятся характером.
Такой человек впадает в зависимость от чужой энергии, а грубость и унижение — возможность получить ее. Это влечет вредные последствия: организм напитывается «ядовитыми парами» собственных отрицательных эмоций и как ответ на его выпады – негативом окружающих. Физическое тело отвечает в первую очередь сбоями сердечно-сосудистой системы, нарушением функций органов пищеварения.
Окружающие зачастую справедливо начинают считать его энергетическим вампиром. Характер становится психопатичным, а проживание с ним невыносимым. Многие отворачиваются от него, и со временем он оказываются в «вакууме». Некоторые из-за этого в поисках доноров выходят на улицу и ищут подпитки в толпе. Регулярное появление в общественных местах персонажей, провоцирующих скандалы, тому подтверждение.
При лечении чаще приходится сталкиваться с пациентами, страдающими от деструктивного поведения других. Но бывают случаи, когда родные или знакомые приводят и самих «провокаторов», если те соглашаются на помощь и работу с ними.
Есть здесь и другая сторона явления — это постоянное сдерживание себя, ложное смирение или напускное безразличие, создающие напряжение и ведущее к проблемам со здоровьем. Постоянный самоконтроль провоцирует мышечные и сосудистые спазмы.
Вытеснение своих интересов в угоду сохранения видимости внешнего благополучия, накапливает недовольство, порождает раздражение, которое не находит выхода и разрушает личность изнутри. Люди такого склада чаще обращаются за помощью.
В этом случае, надо донести, что гнев как эмоция, сам по себе является естественной реакцией. Это сигнал, что нарушена справедливость или не удовлетворяются потребности. Разделение его на праведный и неправедный будет справедливо и необходимо при оценке своих чувств и выборе стратегии лечения.
Праведный гнев — реакция на жестокость и несправедливость, а проявление его вовне — сопротивление этим явлениям. Здесь важно находить адекватные формы противостояния.
Неправедный гнев, как правило, направлен на человека — мишень, который становиться крайним в нерешенных психологических проблемах субъекта, не утруждающего себя выбором адекватных взаимоотношений. Это может быть как однократным проявлением, что все равно разрушительно для обеих сторон, а также постоянным явлением, что уже говорит о духовной и психической патологии.
При постановке «диагноза» определяется праведность или неправедность появления гнева, его сдерживание или несдерживание. В соответствии с этим назначается «лечение».
Основные этапы преодоления и лечения гнева:
- Осмысление причины:
— внутренняя или внешняя;
— определение давности психологической травмы, породившей его.
- Оценка в духовном ключе:
— как самоутверждение или самозащита;
— адекватность силы проявления, его формы.
- Определение эмоции, как естественной, но требующей контроля и осмысления.
- Постановка цели для преодоления обстоятельств, которые породили его.
- Трансформация эмоции в волевое усилие (волю) для решения поставленной задачи.
- Включение творческого и познавательного процесса для преодоления.
- Сознательное обращение к Высшей воле как преобразовательной силе. Сотворчество.
Сам по себе гнев — показатель наличия определенной концентрации сил. В какое русло они направляются, зависит от человека. Каждый принимает для себя решение сам, созидает он или разрушает, и что он созидает и разрушает. При этом и ответственность за данную свободу лежит на нем.
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу». Ап.Павел,Ефсенянам, 4.26.