Человек — существо духовное и телесное с высокой психической организацией. Много еще вопросов у врачей относительно физического функционирования организма и возникновения болезней, еще больше их у психиатров, но уже давно существует понятие психосоматических заболеваний. Это говорит о том, что взаимовлияние составляющих души и тела признано в медицине.
В различных религиях, в том числе в христианстве есть постулаты, воспринимаемые как запреты на действия и эмоции, через выраженные иногда в достаточно жесткой форме заповеди и наставления человек получает информацию о принципах устроения своей духовной жизни. Каждый человек понимает их по-своему, в соответствии со своей индивидуальностью и окружающей его социальной средой. Многое в этом восприятии зависит от возраста, опыта и образования, а также психического и физического состояния.
Если религиозные запреты воспринимаются человеком слишком жестко, то может произойти вытеснение эмоций в область подсознания и там они уже живут своей жизнью, не обработанные умственным потоком и не трансформированные разумом и духом. Это порождает религиозное напряжение, которое может стать причиной психосоматических расстройств. Именно поэтому, мы затронули эту тему.
Зачастую человек не осознает, насколько серьезно он погряз в своей мнимой духовности, предрассудках. Игнорирование чувств и эмоций не есть духовный рост, а лишь внешняя подделка под религиозные постулаты и праведность. Зачастую человек неосознанно кичится своей духовностью, при этом страдая нетерпимостью и агрессивностью, что может говорить о внутреннем религиозном напряжении.
Во всех религиозных организациях во все времена существовали люди, которые находят внешних врагов в лице других конфессий и религий, неверующих, а также не вписывающихся в рамки их религиозных представлений представителей рода человеческого.
Концентрация сознания на внешних врагах у таких людей, говорит о внутреннем психологическом напряжении. Перенося его вовне, они частично снимают груз личного психологического конфликта, не решая, однако, своей проблемы. Поэтому состояние «воинственности» не проходит и требует постоянного эмоционального выплеска, приобретая вид фобии.
Это и есть проявление ксенофобии — разделения на своих и чужих и приписывание последним своих личностных негативных качеств. Такой человек ругает лиц другой нации или конфессии, хотя в глубине души понимает, что те же черты присуши и его национальности или представителям его конфессии, но поскольку отрицание негативных качеств в себе приводит к собственной значимости, самокритика снижается до минимума, эмоции мнимого превосходства поддерживают болезненную фобию.
Люди, попавшие в зависимость от сект, в большой степени страдают от последствий религиозного напряжения, и связано это с тем, что на них оказывается жесткое зомбирующее влияние. К тому же они по своему психическому складу склонны к зависимости или же находились в уязвимом психологическом состоянии в момент затягивания их в секту, а далее — дело «обработки» их специалистами — религиозными фанатиками либо лидерами различных течений.
Духовное здоровье человека во многом зависит от осмысления своей эмоциональной сферы и признания того, что весь спектр чувств и эмоций, присущий людям, есть и у него. Духовная жизнь заключается еще и в том, чтобы понять и осмыслить присущую человеку немощь и дать возможность Духу действовать в нем.
Профессор Ю.М.Антонян в свой исследовательской работе «Архетип и преступность» (М.: Вече, 2009) уделяет особое внимание Тени (темной стороне человеческой личности), показывает ее значение в жизни общества и личности:
«Признание и познание Тени должно осуществляться на протяжении всей жизни индивида. Прежде всего, это является условием стабильности и психического здоровья, искреннего и критического отношения к самому себе, следовательно, служит нравственному самосовершенствованию» (с.306).
«Если Тень при малейшем ее приближении к Эго гнать от себя, она все-таки сумеет проявить себя, причем неожиданно и самым разрушительным образом. Напротив, на основе здоровых взаимоотношений между Эго и Тенью можно без опасений погружаться в глубины психики» (с.306).
«Тень распознается в качестве неотъемлемого элемента собственной личности на разных этапах ее развития, особенно в зрелом возрасте. Именно об этом распознавании говорил апостол Павел: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе: потому что желание добра есть во мне, но чтобы делать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.,17:20) Тень может восприниматься как действие архетипических сверхъестественных сил – сатаны, дьявола, демона, черта и т.д., причем такая сила может ощущаться как действующая извне, так и изнутри» (с.307).
Личная внутренняя духовная работа, в данной сфере сводиться к тому, чтобы минимизировать время нахождения в негативном состоянии, т.е. сделать по возможности его наиболее коротким. Люди, имеющие даже небольшой духовный опыт, наверняка отмечали для себя, что со временем они быстрее справляются с отрицательными чувствами, вызванными различными причинами. Отметим, что и причины, вызывающие стресс, могут быть разной силы, а также психика у каждого человека отличается, поэтому о минимальном эталоне времени здесь конкретно не скажешь, главное – работа в этом направлении.
Как пример можно привести оскорбление на бытовой почве посторонним человеком, скажем, продавцом. Переживание отрицательной эмоции может быть от нескольких минут до часов, а иногда длится сутки. Даже если это сутки, в течение которых человек переваривает, возвращается к ситуации, то это неплохо, ведь даже к некоторым мелким житейским мелочам человек может возвращаться снова и снова годами.
Имея опыт работы с различными видами вытеснения эмоций, можно отметить, что если это происходит на религиозной почве, то решаются эти проблемы намного сложнее, а довести до сознания суть религиозного учения – труд непростой. При этом сам целитель как минимум должен вызывать доверие. Каждый решает для себя сам браться за это или нет. Но в любом случае если проблема такого рода существует, хотя бы озвучить ее пациенту стоит, в доступной для него и корректной форме. Это запустит процесс осмысления, подготовив почву для решения его психологической проблемы.
Если вы получили согласие на данную работу, необходимо выявить вытесненную эмоцию, конкретно выразить ее в словах, далее идти в причины, породившие вытеснение. Это могут быть запреты родителей или неправильно понятые постулаты веры, либо что-то еще. Затем идет работа по пониманию и принятию данной проблемы самим человеком. Это работа не одного дня, т.к. изменение мировоззрения требует времени.
Если взять суть энергетической стороны работы, то целитель входит в данную проблему своими ментальными и духовными проводниками и производит структурирование и выведение на осознание сути происходящего. При этом происходит очищение на уровне структур головного мозга и энергоцентров пациента, изменяются настройки организма, для принятия им более чистой энергии, которая способствует исцелению и позитивному восприятию окружающего мира. Происходит избавление от таких эмоций как:
— чувство вины, возникающее в результате невозможности преодолеть естественные потребности и эмоции;
— разочарование, связанное с идеализмом и бескомпромиссностью по отношению к своей и других людей жизнью;
— обида, возникающая на фоне непосильной жертвенности;
— безысходность, рождающаяся по причине повторения однотипных жизненных ситуаций, которые, как правило, вытекают из имманентных человеку слабостей;
— злость, непонимание, чувство несправедливости, вытекающие из жизненных неудач и т.д.
Как пример приведем работу с пациентом, который на протяжении нескольких дней был охвачен чувством безысходности, которое с житейской стороны было вызвано повторяющимися негативными ситуациями и психологическими травмами. Духовной причиной религиозного напряжения стало внутреннее неприятие постулата о благом промысле Творца и упрощенно понятой обязанности христианина надеяться на лучшее. Это повлекло уход в пессимизм в качестве защитной реакции, которая затянулась во времени и стала вызывать психосоматические реакции в виде спазмов и болей.
Видение этих причин целителем выразилось в ментальной и образной форме. Вид безысходности преставился участком паханой земли (т.е. подготовленной, т.к. человек был готов к работе над проблемой). В этой земле были обнаружены некие предметы, указывающие на проблему создавшегося состояния. Из земли частично был виден замок, похожий на воздушный, который свидетельствовал о неисполненных обещаниях и несбывшихся надеждах. Там был зарыт топорик войны от человека, который на тот момент отстранился от дружеских отношений по непонятным для пациента причинам, затем эти причины были выявлены и поняты. Присутствовали и еще некоторые образы. Все они были связаны с конкретными событиями жизни.
Ментально и энергетически этот участок земли — который мог символизировать мозг и эмоциональную сферу — совместно с пациентом был «обработан», все образы и участники событий были осмыслены и эмоции, связанные с ними, признаны. После разрешения себе иметь право на отрицательные эмоции по поводу дурных поступков в данном случае других людей, произошло освобождение от психологической зависимости. Моральное состояние значительно улучшилось. Пациент сознательно предоставил Духу действовать в этой сфере, что было выражено в молитвенном обращении.
Иногда молясь в целом о проблеме, не понимая ее причин, помощь свыше усваивается с трудом, т.к. мешают препоны сознания. Когда происходит осмысление, энергия Духа попадает в «цель» не имея препятствий, и психологическая или иная проблема быстрее разрешается. Духовное здоровье человека во многом зависит от готовности признать свою слабость и немощь и доверию Высшей силе.
Принимая формально постулаты веры, превращая их для себя в лозунги по типу: «Надо всех любить!», «Я всех простил!», «Мне уже ничего от жизни не надо!» и т.п. человек превращает веру в духовную «попсу» (популярная музыка), скорее всего он находиться в состоянии вытеснения своих чувств и эмоций и следствием будет религиозное напряжение.