Важная составляющая часть нашей жизни – это жизненные приоритеты, на которые опирается человек, что в итоге составляет основу его моральных качеств.
Начиная с детства, через пример и воспитание взрослых, через чтение сказок и книг закладывается понимание добра и зла, хороших и плохих поступков. С взрослением и взаимодействием со средой происходит их коррекция, осуществляется внутренний выбор в соответствии с индивидуальной расположенностью человека к чему-либо.
Волевые качества играют в этом вопросе немаловажную роль, работая либо в плюс либо в минус, они необходимы чтобы проводить свои убеждения в жизнь и, когда надо, отстаивать их.
Человек, как правило, совершает поступки в соответствии со своими моральными качествами, за исключением случаев, когда это касается вопроса выживания в среде. Вот здесь и происходит самая большая внутренняя битва для человека. От того как он выдерживает эту битву, насколько правильные поступки он совершает в конкретных обстоятельствах и зависит соответствие его жизни его моральным убеждениям.
Приспособление к среде неизбежно, зачастую обстоятельства сильнее, но важно, какое место отводит человек себе в этом и насколько активную позицию занимает для проведения в жизнь своих принципов.
Предательство — один из поступков, по которому мы сразу можем понять каковы моральные качества человека. К слову, обратите внимание как часто дети, употребляют это слово в своей среде, намного чаще взрослых. Это говорит о том, что человеку уже с малолетства важно, предадут его или нет.
Случаи же, когда жена или муж, мать или отец сбегают от проблем, на слуху у многих, а может и в собственном опыте. Конечно, бывают разные обстоятельства, которые во многом предопределяют оценку ситуации и поступка, но когда человек пасует, не пытается преодолеть трудности, не оказывает помощь, оказавшемуся в немощи или зависимости по тем и иным причинам, окружающим трудно оценить это как норму.
Как правило, люди, избегающие трудностей, испытывают сложности при установлении глубокой эмоциональной связи с людьми, они поверхностны в своих отношениях и исходят из сиюминутной выгоды. Причем виден такой человек не сразу, он может быть вполне приятен в общении. Особенно милым он может казаться потому, что, не имея собственных твердых убеждений, склонен принимать мнение среды, в которой сейчас находится. Поэтому окружающие могут подумать, что нашли близкого по духу человека, не понимая, что как только он попадет под влияние иных людей, все может измениться диаметрально противоположно и они уже не смог узнать своего милого друга.
Не зря говорят, что человек познается годами и через жизненные ситуации.
И все же понять определенные наклонности можно и раньше и проявляется это зачастую в деталях: что-то игнорировал, подошел к делу безответственно и т.д. Хотя бывает, что и они могут собраться в ответственный момент, но, как правило, их воли не хватает на длительное время.
Не будем долго морализировать, отметим только, что мы во многом строим свои отношения с людьми, исходя из их моральных качеств, и эта стратегия общения оказывает нам неоценимую услугу.
Здесь не забудем регулярно оценивать и свои собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими и духовными ценностями.
«Не суди, да не судим будешь» – относится к человеку, а не к поступку. Осудить негативный поступок – это справедливо, независимо от того совершили ли его другие или мы его сами. Быть снисходительным к человеческим слабостям – совсем другое дело.
Отвечая добром на зло, не следует забывать про разумность и меру. Ведь даже Иисус не дарил исцеления всем, кого встречал на своем пути, но лишь по вере и готовности.